fbpx

Спортивные бальные танцы

Бальный танец: спорт или развлечение?

103371561_original

Приводя своего ребенка в мир бальных танцев, немногие родители могут дать себе ответ на этот вопрос. Красота танца, костюмов, причесок завораживает и иногда за таким ярким фасадом не все сразу могут разглядеть «изнанку» – разнообразие танцевальных объединений, школ, клубов, правил, турниров, и т.д. Мир бальных танцев сегодня широк и многогранен, он пребывает в постоянном развитии. Знание – сила, поэтому понимание законов и правил развития этого мира несомненно может содействовать пониманию своей позиции, правильной постановке целей, а следовательно, выбору оптимального пути их достижения.

 Правильно назвать – правильно понять. (Конфуций)

Спортивный (бальный) танец это сегодня активно меняющийся вид танцевального искусства, представляющий собой результат своеобразного симбиоза искусства и спорта. Аналогами являются, например, фигурное катание, спортивная гимнастика и т.д. История бальных спортивных танцев в сегодняшнем понимании непродолжительна.

К началу ХХ века, бальными стали называть группу относительно популярных парных танцев, вызывающих наибольший интерес в обществе, достаточно описанных и стандартизированных, чтобы в ходе специальных соревнований можно было бы выявить наилучшие танцевальные пары.  Путевку в жизнь бальным танцам дала Англия, где издавна силен дух соревнования.

Становление спортивных бальных танцев

Конец XIX века ознаменовался возрождением Олимпийских игр и мощной популяризацией спорта. В это же время появилась идея проведения танцевальных соревнований, впоследствии успешно реализованная Камилем де Реналем, который организовал в 1907 году в Ницце крупный турнир по танго. В ходе эволюции бальных танцев была отобрана «десятка» конкурсной программы: изначально это были танцы медленный вальс, танго, медленный фокстрот, квикстеп, венский вальс (европейская программа), затем в 40-х годах ХХ века стали танцевать и ча-ча-ча, самбу, румбу, пасодобль, джайв (латиноамериканская программа).

В Англии  были образованы первые объединения преподавателей бального танца, разработавшие основные идеи и стандарты техники исполнения фигур:

1902 г. – Британская ассоциация преподавателей бального танца;

1903 г. –  Альянс Соединенного королевства;

1904 г. –  Имперское общество.

Большое увлечение бальным танцем общество проявляло не только в Соединенном королевстве. В воздухе витала необходимость проведения чемпионата мира. Он был проведен в 1909 году в Париже (организатор Камиль де Реналь). В 1922 году он же, совместно с изданием «The Dancing Times», в г. Лондон провели неофициальный чемпионат мира, победителем которого стал В. Сильвестр, впоследствии организатор шоу-программ о танцах на телевидении, руководитель танцевального оркестра и автор публикаций о бальных танцах.

С 1921 годом, когда прошла основная стандартизация вальса, фокстрота и танго, связывают завершение формирование английского стиля танцевания. Из-за активной деятельности преподавателей танца английской школы, этот стиль был принят за основу по всему миру. В 1920-30 гг. проявили себя  и первые исполнители бальных танцев, например Д.Брэдли, Ф.Хейлор, В.Сильвестер, А.Мур, Т. Палмер и Е.Споуорт, С.Фармер и А.Роскоу.

Многочисленные чемпионаты мира и танцевальные турниры того времени послужили благодатной почвой, на которой взошел в 1921 году в небольшом курортном английском городке поистине легендарный цветок бальных танцев – Блэкпульский фестиваль.

All Blackpool Winners |Latin | 1963-2014 from Szymon Kalinowski on Vimeo.

С момента основания и до сегодняшнего дня, этот ежегодный турнир, фактически открытый чемпионат мира, является самым престижным событием для танцоров всего мира. Широкое представительство танцевальных школ послужило причиной проведения  в рамках Блэкпульского фестиваля в 1948 году первого Мирового конгресса преподавателей бального танца. Поддерживая добрую традицию, с тех пор каждый год лучшие преподаватели и звезды бальных танцев обобщают и передают свой бесценный опыт, полученный на паркете. Дальнейшим значимым расширением календаря турниров послужил старт проведения известной чемпионкой и педагогом Элсой Уэллс турнира International Championships в знаменитом концертном зале Лондона – Royal Albert Hall (1953 г.)

Журнал «The Dancing Times» в лице редактора Филиппа Ричардсона, обладающего весомым влиянием  в развитии конкурсного бального танца в Англии, в 1929 году инициировал создание Official Board of Ballroom Dance (OBBD) – объединения английских и зарубежных ассоциаций преподавателей бальных танцев. Функцией OBBD предполагалось определение стандартов и стилей танцевания, создание и внедрение  системы медальных тестов, проведение экзаменов для преподавателей, проведение конгрессов с целью накопления и распространения передового опыта.

С начала 30-х годов оригинальный “английский стиль” танцевания покоряет Европу. Танцевальные пары начинают путешествовать в другие страны для участия в танцевальных турнирах. Становится ясно, что эстетика танца, исполнительское мастерство танцевальных дуэтов из различных стран идентичны, но стиль, методы и способы ее реализации в разных школах трактуются по-разному. Появляются общие требования к проведению соревнований, проистекающие  из рейтинговой системы британской танцевальной школы. Параллельно идет процесс рационализации программы турниров. Одновременно с созданием профессиональных организаций в мире, в европейских странах танцоры-любители объединялись в клубы и создавались национальные «аматорские» организации. Но только в 1932 году была предпринята неудачная попытка создать международную организацию.

Тем не менее, в 1935 году в Праге создана Federation Internationale de Dance pour Amateurs / International Amateur Dancers Federation (FIDA), ставшая первой международной федерацией любительского танца. Она состояла из любительских объединений танцоров Австрии, Англии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии, Чехословакии и Югославии. Франц Бюхлер (Австрия) был избран первым президентом. Позже к FIDA присоединились танцевальные ассоциации балтийских государств, Бельгии, Италии, Канады и Норвегии.

В 1936 году в курортном городе Бад-Наухайм перед началом Олимпийских игр, FIDA в тесном сотрудничестве с любительской танцевальной организацией RPG (Германия) в рамках четких правил организовала проведение первого официального чемпионата мира среди любителей. В турнире приняли участие пары из 15 стран и трех континентов. В дальнейшем до начала Второй мировой войны в 1939 году, все международные соревнования проводились под управлением FIDA. В 1953 году FIDA была восстановлена и к 1955 году в своих рядах собрала танцоров десяти стран.

Важнейшее значение в развитии бального танца, как спорта, имели первые учебные публикации. В 1936 году танцевальный мир получил первый учебник А.Мура «Бальные танцы» (Ballroom Dancing), в котором автор изложил описание фигур международной танцевальной программы, а также книгу В.Сильвестра и Ф.Ричардсона «Искусство бального танца» (The Art of Ballroom). В дальнейшем были изданы книги «Пересмотренная техника стандартных танцев» (1948), «Основные фигуры стандартных танцев» (1948), «Стандартные вариации» (1950) Алекса Мура. Основы техники латиноамериканских танцев были предложены Ф. Бэрроусом в учебнике «Theory & Technique of Latin – American Dancing» (1948), а также Д. Петридесом (1950). Началом очередного качественного этапа в развитии латиноамериканских танцев принято считать 1961 год с публикацией книги  «Technique of Latin Dancing» У. Лейэрда.

Конец 30-х годов 19 века характеризуется появлением танцевальной периодической литературы (например, журналы «Alex Moore Monthly Letter Service» и «Ballroom Dancing Times»), популяризующей бальные танцы, в которой публикуются танцевальные новости, а также основы методической работы преподавателей.

Интеграционная тенденция привела в начале 50-х годов к образованию международных организаций, которые объединили танцевальные организации разных стран: профессиональные – ICBD (International Council of Ballroom Dancing, 1950 г.) и любительские: – ICAD (International Council of Amateur Dancers, 1953 г.)

Коренные преобразования мира бальных танцев начались на рубеже 70-х годов, когда получило распространение альтернативное название бальных танцев – танцевальный спорт. В некоторых странах (например, ФРГ) были сформированы сборные команды под руководством национальных тренеров, а также оказывалась поддержка на государственном уровне. Вследствие этого усилились позиции немецкой танцевальной школы. В один ряд с новыми английскими  и американскими конкурсами (United Kingdom Championships, г. Борнемут, Англия; US Open, г. Майами, США) встал крупнейший  международный турнир German Open (проводится с 1987 года в г. Манхайм). В связи с развитием итальянской танцевальной школы в европейской программе (конец 90-х годов) все больше внимания стал привлекать Italian Open (Открытый чемпионат Италии, г. Червия, Италия, с 1983 г.)  Япония является одним из ведущих танцевальных центров в Азии. Турнир Asia Open (Открытый чемпионат Японии, г. Токио, с 2002 г.) привлекает танцоров-профессионалов  со всего Мира крупнейшим призовым фондом.

Для дальнейшего развития бальных танцев как олимпийского вида спорта, под категорию «танцевальный спорт» были скорректированы названия основных танцевальных организаций: ICBD переименована в 1995 году в WD & DSC (Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту), а ICAD – в IDSF (Международная федерация танцевального спорта), которая в 1995 году получила признание Международного олимпийского комитета (МОК). Позднее она становится членом GAISF (General Association of Intentional Sports Federations) и членом WGA (World Games Association). В 1997 году на World Games в г. Лахти (Финляндия) спортивные танцы впервые включены в программу Игр. IDSF в 2001 году присоединяется к Всемирному антидопинговому кодексу и создает Антидопинговую комиссию, а спортсмены-танцоры федерации принимают участие в шестых Всемирных играх в г. Акита, Япония, где по критерию доходности от продажи билетов спортивные танцы превзошли 36 видов спорта. С 2003 года 10 турниров Grand Slam, основанные IDSF, ежегодно проводятся на всех континентах. Руководствуясь принципом создания своего единого танцевального пространства, в котором танцоры могут принимать участие, IDSF создает ограничения и запреты для своих членов на участие в соревнованиях других организаций.

С целью развития спортивного танца и устранения запретов, представителями России, Украины, Молдовы во время проведения конференции в начале 2004 г. (Киев) была создана международная любительская организация IDU – Международный танцевальный союз. В начале 2005 года создается IDSA (International Dance Sport Association) – Международная ассоциация танцевального спорта с целью развивать и популяризировать спортивные танцы в мире путем использования формата максимально открытого участия во всех официальных соревнованиях IDSA и профессионального судейства, лицензированного WD & DSC (с лета 2006 г. WD & DSC  преобразован в WDC – Всемирный танцевальный совет). В 2007 году вследствие агрессивной позиции IDSF относительно открытых танцевальных конкурсов, во время проведения Блэкпульского фестиваля была основана любительская лига WDC Amateur League.

В 2010 году, на Генеральной ассамблее IDSF в г.Вене (Австрия) было одобрено создание Professional Division (PD) в рамках IDSF, отвечающего за проведение турниров для профессионалов. Затем на ежегодном общем собрании в Люксембурге IDSF изменяет свое название на WDSF (World Dance Sport Federation, 2011 г.)

Таким образом, сегодня существуют различные международные организации, которые занимаются развитием спортивного танца, например:

WDSF – Международная Федерация Танцевального Спорта (90 стран, президент Лукас Хиндер, Швейцария);

WDC – Всемирный совет по танцам (60 стран, президент Донни Бернс М.В.Е., Шотландия);

IPS/WDSC – Комитет по спортивным танцам в инвалидных колясках – член Международного Параолимпийского комитета (43 страны, президент Грете Андерсен, Норвегия);

IDU – Международный танцевальный союз (22 страны, президент Игорь Машин, Украина);

IPDSC – Международный профессиональный совет танцевального спорта (50 стран, президент Питер Максвелл, Англия);

IDSA – Международная ассоциация танцевального спорта (33 страны, президент Святослав Влох, Украина);

EDSF – Федерация Cпортивного Tанца Европы (28 стран, президент Святослав Влох, Украина);

BDFI – Международная федерация танцоров бальных танцев (28 стран, президент Грег Смит, Нидерланды).

Самой многочисленной международной любительской организацией, несомненно, является WDSF. Развитием профессионального танца в рамках организации занимается недавно созданное подразделение (PD – профессиональный дивизион). Вторая по численности международная организация организация WDC  изначально объединяла преимущественно танцоров-профессионалов. И только недавно была учреждена любительская лига WDC AL. Несмотря на общую цель – развитие спортивного бального танца и признание его олимпийским видом спорта, это принципиальное отличие влияет на пути и способы достижения цели и взаимоотношения между организациями. Практически все тенденции организационной эволюции танцевального спорта нашли свое отражение и в Украине.

Спортивные бальные танцы в Украине

Украинское спортивное общество бальных танцев является отражением мировых тенденций развития танцевального спорта. Членство украинских танцевальных клубов и украинских танцевальных организаций в международных институтах спортивного танца открывает доступ украинским танцорам к участию в крупнейших мировых танцевальных событиях.

В январе 1992 года в Украине была создана Ассоциация спортивного танца Украины (АСТУ – президент Святослав Влох). В этом же году она была принята в IDSF. Украинские танцевальные пары, состоящие в АСТУ, были призерами и победителями открытых первенств Италии, Франции, Австрии, Голландии, наиболее престижных турниров в Манхайме (Германия), Блэкпуле (Англия), Алассио (Италия) и др. В Украине проводились чемпионаты мира среди молодежи и юниоров, Кубки и Чемпионаты Европы среди взрослых. Ежегодно в Украине проходит до десяти крупных международных турниров серии International Open и Open to the World. Такие города как Львов, Харьков, Киев, Одесса, Днепропетровск, Донецк стали не только крупными танцевальными центрами Украины, но играют все более заметную роль в мировых спортивных танцах. Однако противоречия, которые существовали в мировом танцевальном движении между любителями и профессионалами, не обошли и Украину.

В 1993 году в Украине был создана Всеукраинская профессиональная организация – Украинская Лига профессионалов бального танца (УЛПБТ), президентом которой была избрана бывший генеральный секретарь АСТУ – Ирена Бусь, г. Львов. Членами этой организации были тренеры АСТУ и опытные танцевальные пары, которые решили изменить статус спортсмена-любителя на статус профессионала. Для того, чтобы стать профессионалом, необходимо было сдать профессиональный экзамен по европейским и латиноамериканским танцам. После сдачи профессионального экзамена может быть присвоена одна из следующих профессиональных степеней: Associate, следующая Member, или самая высокая Fellow. Экзаменаторами могут быть только профессиональные преподаватели высшей степени Fellow. Президиум УЛПБТ наладил тесный контакт с английской профессиональной организацией United Kingdom Alliance, которая имела давние традиции повышения профессионального уровня преподавателей, тренеров, танцоров, и содержла в своем составе лучших экзаменаторов не только Великобритании, но и мира.

В том же 1993 году Министерством юстиции Украины была зарегистрирована еще одна профессиональная танцевальная организация – Украинский совет бального танца (УРБТ), которую возглавил один из лучших тренеров Украины Алексей Литвинов (г.. Харьков). УРБТ для получения профессионального статуса приглашала профессиональных экзаменаторов из России. Эти две украинские профессиональные организации – УЛПБТ и УРБТ – подали свои заявки для вступления в ICBD (International Council of Ballroom Dancing) (г. Лондон). В мае 1993 года в г.. Блэкпуле (Великобритания) состоялось ежегодное генеральное заседание ICBD, на котором рассматривался вопрос о вступлении одной профессиональной организации от Украины.

Именно в Блэкпуле президентами УЛПБТ и УРБТ было задекларировано создание объединенной украинской профессиональной организации – Украинского Совета Танца (УРТ) (сопредседатели – Ирэна Бусь и Алексей Литвинов), благодаря чему Украина получила условное членство в ICBD. УРТ очень активно развивала профессиональное движение в Украине, проводила много соревнований для профессиональных танцоров, семинары для тренеров и судей, профессиональные экзамены, различные мероприятия с приглашением ведущих специалистов мирового уровня и руководителей ICBD. Впервые в истории ICBD, Украина получила полноправное членство не через 3, а через 2 года. В 1995 году на общем собрании была изменена структура УРТ, которая из союза двух всеукраинских организаций превратилась в единую профессиональную танцевальную организацию, президентом которой была избрана Ирэна Бусь (г. Львов).

ICBD была переименована в WD & DSC (Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту), а затем в WDС (Всемирный совет по танцу), полноправным членом которой и единственным представителем от Украины стала УРТ. УРТ проводит Чемпионаты Украины среди профессионалов, в которых принимают участие профессиональные опытные пары и лучшие любительские пары – в прошлом многократные Чемпионы Украины среди любителей, которые достигли профессионального уровня и перешли на более высокую ступень – танцора-профессионала. Лучшие две профессиональные пары Украина ежегодно официально направляются на Чемпионаты мира и Европы, все профессиональные танцоры имеют возможность участвовать в открытых чемпионатах разных стран. Профессиональные судьи УРТ международной категории WDC обслуживают официальные Чемпионаты Европы и мира среди профессионалов, различные международные соревнования других стран. УРТ также является полноправным членом International Dance Organization (IDO), (офис которой в Швеции) – международной танцевальной организации, проводит международные соревнования, Чемпионаты Европы и мира по современным танцам – диско, хип-хоп, брейк-данс, электрик, данс- шоу, свинг, сальса, мамбо и другие.

Несмотря на договор, подписанный мировыми профессиональной и любительской организациями по координации их деятельности, в Украине сотрудничество между УРТ и АСТУ в то время не наладилось. В среде танцоров-любителей, которых объединила АСТУ, усилилось размежевание среди тренеров. Одни, сосредоточив внимание на работе с сильнейшими танцевальными парами Украины и имея реальные рычаги влияния в Президиуме АСТУ, старались получить еще больше влияния, вводя все новые и новые положения в устав АСТУ, увеличивали финансовое давление как на организаторов клубных соревнований, так и на большую массу начинающих  танцоров. Другая группа не согласных с таким положением объединяла тренеров, которые занималась в школах массового обучения и с танцорами младших классов, а также тренеров, готовивших танцевальные пары достаточно высокого уровня, но не имевших возможностей реально отстаивать свои взгляды в Президиуме АСТУ.

В ноябре 1996 г. Была создана Украинская федерация спортивного танца (УФСТ – президент Сергей Пинчук), а в марте 1999 Союз общественных организаций спортивного танца Украины (СГОСТУ, президент Игорь Машин). За годы своего существования СГОСТУ стала одной из наиболее массовых организацией, занимавшихся развитием спортивного танца в Украине и объединила танцевальные клубы из всех областей Украины. В 1998 году УФСТ и УРТ основали Украинский союз спортивного танца (УРСТ), к которой в 1999 году присоединилась и СГОСТУ. Возглавил УРСТ первый заместитель председателя Госкомспорта Украины, член Национального олимпийского комитета -Анатолий Домашенко (г.. Киев). УРСТ, объединив усилия любителей и профессионалов, стала самой многочисленной танцевальной организацией Украины, проводила Чемпионаты Украины среди любителей, активно развивая и популяризируя спортивный танец в Украине.

В 2005 году в рядах АСТУ назрел очередной конфликт, в результате которого выделились еще 2 организации: «Динамо – Украина» (президент Сергей Дороговцев г. Донецк) и «Украина танцевальная» (президент Сергей Кравчук, г. Луцк). В этом же году IDSF приостановила членство АСТУ в своей организации, обязав все конфликтующие стороны сесть за стол переговоров и приложив усилия, объединиться в одну танцевальную организацию, которая и была бы представлена в IDSF от Украины. К тому времени в Украине существовало 7 танцевальных организаций, которые в той или иной степени занимались развитием спортивного бального танца. Процесс объединения затянулся на три года. И все же в ноябре 2008 года 4 организации: УФСТ, «Динамо – Украина», УРТ и «Украина танцевальная» подписали документ о самороспуске и создали одну общую танцевальную организацию – Всеукраинскую федерацию танцевального спорта (ВФТС). Президентом этой организации избрали депутата Верховной Рады Украины – Бориса Дейча, г. Симферополь.

В 2009 году ВФТС приняли в члены IDSF от Украины, вместо АСТУ. СГОСТУ и АСТУ отказались участвовать в процессе объединения еще на начальном этапе. Не получив членства в IDSF (позже переименована в WDSF), эти две организации вступили в альтернативную международную танцевальную организацию International Dance Union (IDU) – Лигу танца. АСТУ также входит в состав International Dance Sport Association (Международной Ассоциации спортивного танца) IDSA с 2005 года. АСТУ постоянно обеспечивает участие спортсменов Украины во всех официальных Чемпионатах и Кубках мира и Европы. Каждый год WDC, WDC AL и IDSA предоставляют АСТУ право проведения соревнований такого уровня, что является подтверждением высокого уровня организации и проведения соревнований в Украине.

ВФТС от членства в WDSF приобрела некоторые черты закрытости. Танцорам клубов, состоящих в этой организации, согласно руководящих документов, запрещено принимать участие в турнирах, проводимых другими организациями. Имеются и другие различия. Переход танцоров в следующую возрастную категорию осуществляется по году рождения (в АСТУ, СГОСТУ и др. – по дате рождения). Также существуют существенные ограничения по дресс-коду, и танцевальным фигурам у танцоров вплоть до возрастной категории  «юниоры 2, 15-16 лет». Все это приводит к существенным сложностям для танцоров, принимающих участие в танцевальных турнирах других организаций. Например, в возрастной категории «юниоры 1» танцорам АСТУ, желающим принимать участие в турнирах ВФТС,  приходится иметь два комплекта танцевальных костюмов. Другим существенным ограничением, за которое часто критикуют ВФТС, является возможность участия в Чемпионатах мира  WDSF только по результатам  отборочных соревнований. Во всех турнирах АСТУ, открытых турнирах СГОСТУ, открытых соревнованиях WDC, WDC AL и IDSA, а также таких турнирах как International Championship, Блэкпульский фестиваль может принять участие любая танцевальная пара, что, без сомнения, повышает открытость и соревновательность танцевальных мероприятий.

В настоящее время ВФТС переживает организационный кризис. В связи с событиями вокруг Крыма, некоторые руководители этой танцевальной организации, получив российское гражданство, потеряли часть своего влияния. Предпринимаются попытки переизбрания президиума. Некоторые танцевальные спортивные клубы приостановили членство в ВФТС. С опозданием обнародован график танцевальных турниров, календарь соревнований существенно сокращен. Эти события не могли не сказаться на уровне танцевальных пар.

Продолжаются попытки реформирования танцевального мира. Сегодня существуют определенные противоречия между организациями, занимающимися развитием спортивных бальных танцев в Украине. Сложности в нахождении консенсуса между участниками процесса в определенный момент привели к тому, что в перечне видов спорта Украины  появилось два различных по названиям, но занимающиеся одним и тем же, вида спорта: танцевальный спорт и спортивные танцы. Статус Национальный имели ВФТС, представляющая танцевальный спорт, и АСТУ, представляющая спортивные танцы. Но срок действия статусов истек. Министерство молодежи и спорта Украины в ситуации, когда нужно оптимизировать распределение бюджетных средств, выступило с инициативой объединить все танцевальные организации и присвоить этому объединению статус Национальный. В связи с этим, летом 2014 года в Министерстве молодежи и спорта Украины по инициативе заместителя министра по неолимпийским видам спорта Пидгрушной Е.М. состоялась встреча с представителями общественности по вопросам дальнейшего развития танцевального спорта в Украине.

В ходе обсуждения инициативы мнения представителей разных танцевальных организаций разделились. С. Влох, представляющий АСТУ, выступил с предложением объединить все танцевальные организации под эгидой АСТУ, избрать Президентом этой организации Сороновича И. и присвоить ей статус национальный. Г. Самуйленко, представляющая ВФТС, требует присвоение статуса организации, которая является членом Международной федерации танцевального спорта, которая, в свою очередь, входит в состав Международного олимпийского комитета, то есть ВФТС. И. Машин же, представляющий СГОСТУ, предлагает создать новую единую организацию, в которую войдут все желающие всеукраинские организации и создадут единый Совет. Е. Пидгрушна, как известный спортсмен и олимпийский чемпион, выразила обеспокоенность, происходящим в танцевальном мире, и настоятельно рекомендовала найти компромиссное решение данного вопроса с учетом интересов всех спортсменов Украины.

Как показывает опрос посетителей танцевального интернет-сайта Danceinfo.com.ua, украинское танцевальное сообщество, к сожалению, также не имеет единого взгляда на развитие спортивных бальных танцев.

r_golos (по состоянию на 1.02.2015 г.)

(735 просмотров)

Добавить комментарий

Сайт о бальных танцах

Вверх